Прямая речь


Мельник Наталья Николаевна

16 декабря 2021

Первый вице-спикер Пермской Думы, председатель комитета по бюджету и налогу Наталья Мельник о предварительных финансовых итогах года, подготовке бюджета на 2022-2024 годы, бюджетном дефиците и кредите, а также исполнении расходов на инвестпроекты

Первый вице-спикер Пермской Думы, председатель комитета по бюджету и налогу Наталья Мельник о предварительных финансовых итогах года, подготовке бюджета на 2022-2024 годы, бюджетном дефиците и кредите, а также исполнении расходов на инвестпроекты

– К концу года мэрия традиционно отчитывается по исполнению бюджета  Перми за 9 месяцев. Как вы оцениваете эти данные?

– Кассовые планы бюджета Перми за 9 месяцев исполнены на достаточно высоком уровне – около 99,6% (27,3 млрд руб.) по доходам и 98,2% по расходам (28,6 млрд руб). Это хорошие цифры, но если посмотреть на годовой план, то они выглядят не так оптимистично. За 9 месяцев получено всего 66,2% от доходов, запланированных на год. Расходы исполнены на 57,3%. На инвестпроекты в 2021 году выделено 12 млрд руб.  Это средства не только городского, но краевого и федерального бюджетов, а также дорожного фонда и фонда содействия реформированию ЖКХ. На 1 октября было освоено  – около 4 млрд руб, но администрация уверяет, что к концу года планы будут выполнены.

По доходам тоже есть причины: имущественные налоги платятся до 1 декабря. И информация по ним, за 9 месяцев, естественно, не полная. К слову, о налогах – очень радует, что с начала года недоимка сократилась почти на 500 млн руб.    

– Ваши коллеги по депутатскому корпусу неоднократно критиковали администрацию за недостаточное освоение средств на инвестпроекты. С другой стороны, в результате этого, в бюджете каждый год остается некий резерв, который используется на погашение дефицита. По вашему мнению, низкое исполнение по инвестпроектам – это скорее зло или благо?

– Безусловно, это зло. Мы увеличиваем объем инвестиций не для того, чтобы на этом экономить. Но ситуация с инвестпроектами в Перми весьма непростая. Объемы финансирования выросли значительно. Раньше город ежегодно тратил на эти цели от 2,5 до 4 млрд руб., сейчас – 12 млрд руб. Увеличивается и сложность проектов, так как на многие объекты выделяются деньги краевого и федеральных бюджетов. Следовательно, устанавливаются более высокие требования, чем к стандартным, типовым объектам инфраструктуры. Еще одна проблема – подрядчики, которые не рассчитав  силы, выигрывают конкурсы, а потом не могут выполнить свои обязательства. Есть и просто конкурсы, не разыгранные по разным причинам.

В ноябре министр финансов Пермского края Екатерина Тхор, отчитываясь об исполнении регионального бюджета за 9 месяцев, заявила, что в казну поступило значительно больше налогов, чем в 2020 году. За счет этого удалось погасить кредиты региона в коммерческих банках. Как складывается ситуация на городском уровне. Насколько успешно Пермь справляется с экономическими последствиями пандемии COVID-19?

– Бюджет Перми на 2021 год гораздо лучше сбалансирован, чем в 2020 году. Идет восстановление экономики, объем налоговых поступлений за 9 месяцев вырос с 9,1 млрд руб. в 2020 году до 10,1 млрд рублей в 2021 году. В основном, это произошло за счет роста поступлений НДФЛ.

– Бюджет Перми на 2022-2024 годы принят в первом чтении. Какие основные особенности этого финансового документа вы можете выделить? Насколько существенно он отличается от бюджетов последних 3-5 лет? 

– Нет, каких-либо радикальных новаций бюджет Перми не предусматривает. Преемственность сохраняется, документ по-прежнему построен на 20 муниципальных программах. Он остается социально-ориентированным, на социальные программы направляется около 49% от общего объема расходов бюджета. Также гарантируется исполнение мероприятий по национальным проектам «Образование»,  «Демография», «Культура», «Безопасные и качественные дороги», «Жилье и городская среда». Особое внимание уделяется исполнению указов президента, вопросам благоустройства и подготовке к 300-летию Перми.

– Как изменились основные параметры бюджета ко второму чтению?

– Рабочая группа по подготовке проекта рассмотрела 193 поправки. В основном это предложения от мэрии Перми и КСП. На 2022 год запланированы доходы в сумме 43,2 млрд руб., расходы –45,6 млрд руб., дефицит – 2,3 млрд руб.

В 2023 году доходы запланированы на уровне 45,2 млрд руб., расходы – 47,3 млрд руб. В 2024, соответственно, 40,5 млрд руб. и 39,9 млрд руб. Таким образом, через два года город может прийти к профициту в 594 млн руб.             

Рассмотрение финальной редакции бюджета планируется на пленарном заседании Пермской думы 21 декабря. После того как документ будет принят в двух чтениях, основные распорядители бюджетных средств получат свои лимиты во время и смогут начать работать с ними с первых дней следующего года.                                                                                                              

– За счет каких источников планируется погашать дефицит в 2022 и 2023 году? Планируется ли использовать заемные средства на эти цели? Если да, то это кредиты из краевого бюджета или коммерческих банков?

– Для погашения дефицита предполагается использовать как коммерческие кредиты, так и кредиты из вышестоящего бюджета. Приоритет отдается краевым кредитам по ставке 0,1%. Но если придется  загружать кредитную линию в коммерческом банке, то это будут краткосрочные средства на покрытие кассовых разрывов.

– Бюджет Перми планируется с дефицитом с 2019 года. На ваш взгляд, отказаться от бездефицитного планирования – было верным решением?

– Думаю, что это было правильное решение. Много лет город жил по средствам, сохранял профицитный бюджет и не заходил в кредиты. Но когда появилась возможность получить федеральные и краевые средства по программам софинансирования, то ради возможности участвовать в них мы согласились на дефицит. Это позволит в короткие сроки привести город в порядок, построить значимые для жителей объекты. Например, объем финансирования на расселение людей из ветхого и аварийного жилья вырос более, чем в два раза. Мы возводим больше объектов социальной инфраструктуры - школ, детских садов и спортплощадок, ремонтируем и строим дороги, обновляем скверы и парки, реконструируем объекты культуры.

По мере выполнения значимых задач объем дефицита будет снижаться, но пока очень сложно развивать город исключительно на собственные средства.  А использовать для этого коммерческие кредиты без участия в программах софинансирования – неприемлемо. Так мы накопим долгов и не сможем выполнить даже текущие социальные обязательства.

– Ранее городская контрольно-счетная палата выразила опасения, что в 2022 году мэрии не удастся выполнить план по доходам бюджета. На ваш взгляд, насколько эти предположения обоснованы?

– Эти опасения связаны с тем, что мэрия и КСП используют разные методики расчета. В целом же, администрация Перми, на мой взгляд, адекватно оценивает ситуацию. Бюджет сформирован на основе базового сценария развития городской экономики. От оптимистичного и пессимистичного вариантов мы отказались. Думаю, выбранный сценарий наиболее адекватен сложившейся ситуации и, надеюсь, что каких-либо существенных отклонений от плана, чрезвычайных ситуаций у нас не возникнет.   

– Администрация Перми планирует выйти на профицит бюджета к 2024 году. Разделяете ли вы этот оптимизм?

– Конечно, все зависит от темпов восстановления экономики. Но не стоит забывать, что в 2023 году завершается подготовка к 300-летию Перми. Сможем ли мы и дальше рассчитывать на такие же большие объемы софинансирования, покажет время.

По материалам газеты «Коммерсант»