Новости


9 ноября 2021

Комитет Пермской городской Думы по экономическому развитию рекомендовал рассмотреть на пленарном заседании методику установления тарифов на перевозки общественным транспортом

На заседании комитета Пермской городской Думы по экономическому развитию был представлен проект решения «Об утверждении методики установления регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Перми».

По словам начальника департамента транспорта администрации города Анатолия Путина, предыдущая методика, утвержденная в 2011 году, предполагала, что задачей тарифа является обеспечение дохода перевозчиков, частично или полностью покрывающего затраты на перевозки. На сегодняшний день, в связи с переходом на брутто-контракты, доход перевозчика обеспечен за счет средств бюджета Перми, объем финансирования привязан к объему транспортной работы (выражен в количестве километров). Стоимость транспортной работы рассчитывается в соответствии с Порядком определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при осуществлении закупок в сфере регулярных пассажирских перевозок. Это означает, что прежняя методика не позволяет рассчитать экономически обоснованный тариф. Кроме того, решением суда от 28 октября 2021 года отмечено несовершенство действовавшей ранее методики в части отсутствия установления единого тарифа на все виды общественного транспорта.

В связи с этим проектом решения предлагается установление тарифа на очередной финансовый год производить путем деления расчетных затрат на организацию регулярных перевозок на прогнозный пассажиропоток (он определяется за 1 год, предшествующий месяцу расчета тарифа с учетом данных автоматизированной системы учета пассажиропотока). Такой подход позволит установить сбалансированный тариф, учитывающий доходность бюджета города и размер затрат на организацию регулярных пассажирских перевозок. Тариф на перевозки багажа составит 100% от тарифа на перевозки пассажиров.

Анатолий Путин подчеркнул, что тариф будет вноситься отдельно, после утверждения методики.

Председатель комитета Арсен Болквадзе отметил, что нужно учесть мнение экспертов и Контрольно-счетной палаты и исключить из расчета тарифа затраты на управление и контроль регулярных перевозок, которые осуществляет МКУ «Гортранс», как не связанные непосредственно с исполнением договора на перевозки.

Депутат Марк Коробов считает, что необходимо снижать лишние расходы отрасли и параллельно вести системную работу по увеличению пассажиропотока.

Анатолий Путин ответил, что вопрос о том, какие затраты включать в расчет тарифа, будет обсуждаться дополнительно.

Стоимость проезда рассмотрят после утверждения методики на заседании Пермской городской Думы. Напомним, что финансирование работы общественного транспорта осуществляется за счет продажи билетов и дотаций из городского бюджета.

Депутат Эдуард Мирзамухаметов уточнил, на какой период принимается методика. Анатолий Путин разъяснил, что она вступит в силу с момента утверждения и в дальнейшем может корректироваться решениями Думы.

«С учетом решения суда необходимо принимать новую методику», - считает Эдуард Мирзамухаметов.

По итогам обсуждения комитет рекомендовал проект решения к рассмотрению на пленарном заседании Пермской городской Думы 16 ноября.

Напомним, что накануне состоялся круглый стол с участием депутатов, экспертов, представителей администрации Перми, на котором подробно обсуждалась новая методика расчета тарифа на оплату проезда в городских автобусах и трамваях.

По данным администрации города, действующий на данный момент тариф не отражает реального соотношения расходов на общественный транспорт и пассажиропотока, а кроме того – оспорен в судебном порядке. В прогнозе по отрасли на ближайшие три года – рост кассового разрыва с 2,6 млрд. рублей в 2022 году до 3,3 млрд. рублей в 2024 году. Этот разрыв необходимо будет финансировать из городского бюджета за счёт снижения расходов на другие проекты.

При этом в Перми самый молодой автопарк по сравнению с Екатеринбургом, Самарой, Омском, Краснодаром, Уфой, Нижним Новгородом, Владивостоком и Казанью, по новым трамваям столица Прикамья уступает только Казани. Стоимость же проезда во всех этих городах выше, чем на сегодня в Перми.

Также в действующем тарифном меню отсутствуют стимулы для приобретения долгосрочных проездных.

Департамент транспорта подготовил пакет кардинальных изменений существующего тарифного меню: разработаны тарифные планы, которые позволят пассажирам существенно экономить.

В частности, гражданский безлимитный проездной на один месяц может подешеветь почти на 20%. Аналогично снизится стоимость квартального и годового проездных. Помимо общего пересмотра стоимости проездных билетов, разработаны дополнительные тарифы: 40 поездок на один месяц (1 260 рублей) и безлимитный на полмесяца (945 рублей) для гражданских проездных, для льготных проездных – безлимитный проездной для пенсионеров (1 050 рублей). Также до этой величины планируется снизить стоимость безлимитных проездных для школьников и студентов. При этом с начала следующего года будет действовать бесплатный проезд для школьников начальных классов. В результате, минимальная стоимость одной поездки для льготных категорий граждан может составить 10-12 рублей.

Депутат Геннадий Сторожев считает, что гнаться за тем, чтобы снизить нагрузку на бюджет, нельзя:

«Городской транспорт обязательно убыточен. Но снижать эти убытки за счет повышения платы для отдельного человека недопустимо», - подчеркнул он.

И.о. главы администрации города Эдуард Хайруллин пояснил, что разовая поездка должна стоить дороже – бюджету дороже обходятся билеты, купленные за наличные деньги. Выгоднее, когда человек покупает определенное количество поездок на месяц. Кроме того, это еще и борьба с безбилетниками и отказ от кондукторов, расходы на которых составляют 700 млн. рублей в год.

«У нас задача снизить убытки от отрасли. А льготы пойдут обычными пассажирам – но тем, кто регулярно ездит», - отметил Эдуард Хайруллин.

Депутат Сергей Медведев считает, что люди привыкли платить банковской картой (по статистике – 52% пассажиров), а сейчас им навязывают проездные. В результате многие пересядут на личный транспорт.

Председатель Пермской городской Думы Дмитрий Малютин отметил, что подобный диалог был очень нужен и мог бы состояться раньше.

«Мы сегодня больше говорили о снижении цены, чем о повышении. Важно соблюсти баланс интересов. У нас получается минимальная цена проезда 10-12 рублей, средняя около 30 и максимальная 37 – за разовую поездку за наличные. А народ об этом не знает. А насколько 10 рублей вообще рентабельно для бюджета – это считали? Непонятно пока также, что будет по бесплатным пересадкам, эта тема обсуждается. Нужно доносить до горожан, что они реально получат», - подчеркнул Дмитрий Малютин.

Депутат Арсен Болквадзе:

«Предлагаются действительно выгодные проездные по всем категориям, хорошие льготы. Сейчас основной доход дают оплата по банковской карте и наличные – потому что проездные были не выгодные. Но люди быстро сориентируются и не возникнут ли у нас опять выпадающие доходы? И возможно, они будут даже больше, чем сейчас».

Депутат Олег Бурдин:

«Если поднимется тариф – получим снижение пассажиропотока. Какие убытки город готов понести, какова их величина в верхней планке».

«Каждый рубль повышения тарифа – это плюс 140 миллионов в бюджет», - подчеркнул Анатолий Путин.

Депутат Эдуард Мирзамухаметов:

«Основная проблема – кассовый разрыв. Отрасли не хватает долгосрочной дорожной карты на несколько лет вперед».

Перейти к списку новостей